Гипотеза Бострома снова «ожила»: живем ли мы внутри симуляции?
Недавно физик Мелвин Вопсон предложил новый взгляд на гипотезу симуляции, впервые сформулированную шведским философом Ником Бостромом. В серии научных работ он утверждает, что информация обладает массой, а гравитация — не более чем побочный эффект цифровой Вселенной. Но насколько обоснованы его громкие заявления? И может ли «код Вселенной» объяснить реальность?
В 2016 году Маск принял участие в конференции по программированию и рассказал, почему считает реальность компьютерной симуляцией, похожей на игру / © voxmediachannel
В академической среде отношение к подобным гипотезам в основном критическое — некоторые исследователи смело называют их спекуляцией чистой воды. Однако в условиях, когда ряд фундаментальных вопросов о природе Вселенной остается без ответа, интерес к громким заявлениям растет. Но состоятельны ли они и откуда взялись?
Платон, Декарт и тени цифровой эпохи
Люди сомневались в истинной природе реальности задолго до появления компьютеров. О различии между миром чувств и миром истины размышлял Парменид (VI–V веках до нашей эры), а Платон почти две с половиной тысячи лет назад в своем диалоге «Государство» изложил знаменитую аллегорию о пещере, намекнув на существование подлинной, скрытой от глаз реальности.
«Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков.»
По Платону пещера символизирует ограниченность чувственного восприятия, а люди, полагающиеся только на органы чувств, видят искаженные отражения реальности. Лишь немногие, разорвав цепи привычных представлений и задавая вопросы, могут выйти наружу и впервые увидеть настоящий мир. Массовый выход из иллюзий при этом невозможен, поскольку большинство продолжит цепляться за знакомые «тени на стене».
К слову, современные философы нередко проводят параллели между платоновской аллегорией и гипотезой симуляции. Дэвид Джон Чалмерс (David John Chalmers), например, считает, что в цифровую эпоху люди легко принимают искусственно созданные явления за подлинную картину мира, а аллегория пещеры все чаще воспринимается как ранний образ гипотезы симуляции, так как заставляет задуматься, не скрывается ли за тем, что мы называем реальностью, тщательно сконструированная иллюзия.
Через две тысячи лет после Платона внимание к проблеме привлек Рене Декарт — один из наиболее влиятельных философов Нового времени. В 1641 году в трактате «Размышления о первой философии» он усомнился в надежности органов чувств и разума, отметив, что даже сны могут быть настолько реалистичными, что отличить их от яви невозможно.