Полезные материалы Технология карьерного проектирования

Современный мир профессий, тенденции его развития

Говоря о тенденциях изменений в мире профессий, необходимо отметить, что эта тема мало освещена в российской профориентационной и экономической литературе, нет полномасштабного анализа современной ситуации и научно-обоснованных прогнозов относительно перспектив развития мира профессий и рынка труда, есть отрывочные данные и результаты исследований регионального уровня, публикуемые в прессе.

Изменения, происходящие в мире профессий, можно условно разделить на: количественные (изменение общего количества профессий); структурные (изменение соотношения между различными группами профессий); качественные (изменения, касающиеся содержания, характера, условий труда, требований к личности работника и др. характеристик профессий).

Количественные изменения.

Мир профессий динамичен. Одни профессии исчезают, появляются новые. Так, по данным, опубликованным еще в 80-е годы, в нашей стране в среднем ежегодно возникает 800 новых специальностей и исчезает 600 старых специальностей. Растет общее количество профессий. Если в 1926 г. в Советском Союзе было примерно 10.300 профессий, в 1939 г. — 19.000, в 1959 г. — 30.000, то в наши дни это число возросло до 40 тысяч.

Качественные изменения.

Прежде всего, к качественным изменениям необходимо отнести усложнение труда, в связи с чем повышаются требования к образовательному уровню работника. В США каждый 5-ый техник имеет уровень знаний инженера, 25% рабочих имеют высшее образование. Квалифицированный труд на сегодняшний день имеет 11,5 лет обучения — общего и профессионального. Если в России рабочий имеет 8,5 лет общего образования, то в США -12,5 лет. На подготовку квалифицированного рабочего в Японии и США затрачивается в среднем 8-10 тыс. часов, у нас в 10 раз меньше.

В условиях рыночной экономики изменяются общие требования к работнику, так, по мнению большинства специалистов, рынок диктует новые требования к работнику (независимо от его профессиональной принадлежности):

— способность к совершенствованию в профессии;

— способность переключаться с одного вида деятельности на другой;

— профессиональная мобильность;

— экономическая активность;

— трудовая и интеллектуальная независимость;

— предприимчивость.

Зарубежные специалисты сформулировали требования к специалисту на теоретическом уровне:

— овладение основными научными методами;

— знания по менеджменту, финансам, маркетингу, экономике, экологии;

— в области трудового законодательства и права;

— умение составлять балансы и вести отчетность;

На практическом уровне:

— владение методами работы и обслуживания клиентов;

— административной деятельности;

— умение консультировать;

— умение работать с компьютерной техникой.

На поведенческом уровне:

— социальная компетентность, способность к общению и кооперации;

— инициативность;

— ответственность;

— подвижность и гибкость;

— творчество;

— способность решать проблемы, принимать решения;

— способность приспосабливаться к меняющимся условиям. Кроме того, рост международных связей обусловил для многих видов профессий такое требование, как знание иностранных языков, как минимум, английского.

Бурный процесс автоматизации и компьютеризации приводит к тому, что владение компьютером на уровне пользователя становится необходимым умением для большинства профессий среднего и высшего профессионального образования.

Структурные изменения.

В настоящее время в России мир профессий и рынок труда изменяется как в соответствии с общемировыми тенденциями, так и в связи с развитием рыночных отношений, построением демократического государства в нашей стране. К общемировым тенденциям можно отнести следующие:

— сокращение производственной сферы;

— развитие сферы услуг, особенно торговли;

— развитие сферы управления;

— автоматизация и компьютеризация, развитие сферы информационного обслуживания (информационного проектирования и обеспечения);

— изменение организационно-управленческой структуры пред приятии, рост приоритетности в структуре маркетинга (изучение и формирование спроса, рынка сбыта);

— развитие международных связей.

Данные тенденции вызвали соответствующие изменения в мире профессий:

— появление «рыночных» профессий (торговый агент, коммерческий агент, дилер, дистрибьютер, коммерсант, специалист по маркетингу, рекламный агент, менеджер по рекламе, специалист по рекламе, менеджер по продажам, специалист по ценным бумагам, туристический агент, агент по продаже недвижимости и др.);

— распространение различных разновидностей менеджеров (топ-менеджер, финансовый менеджер, менеджер по персоналу, менеджер по рекламе, менеджер по продажам, офис-менеджер, менеджер по проектам и т.п.);

— появление новых профессий в сфере информационного проектирования и обеспечения (менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, WEB-мастер).

Процесс демократизации в России также обусловил резкое повышение спроса на юридические профессии, появление таких профессий как политолог, социолог, специалист по связям с общественностью.

Если говорить о том, какие новые профессии будут появляться и распространяться, то, прежде всего, это коснется сферы услуг и торговли и связано со сбытом и продвижением товаров и услуг, изучением рынка товаров и услуг. Ниже приводится описание некоторых новых профессий, которые появятся в ближайшем будущем.

Специалист по сбытовой социологии — проводит регулярные социологические исследования покупательского спроса относительно определенных сфер рынка путем анкетирования, устного и телефонного опроса, выявляя общественное мнение относительно тех или иных товаров и услуг.

Исследователи в области личного потребления — работают в учебных учреждениях, частных фирмах и различных государственных учреждениях. Изучают возможности улучшения продукции и услуг личного потребления (мебели, кухонного оборудования, посуды, садового оборудования и др.).

Психолог по потреблению — занимается анализом человеческого поведения и мотиваций, связанными с покупательскими привычками и стереотипами. Он разрабатывает и проводит обследования и психологическое тестирование с целью определения реакции потребителей на новые продукты и услуги, оказания содействия в подготовке более эффективных рекламных сообщений.

Актуарий страховой компании — обрабатывает и анализирует статистические данные с целью определения прибыльных, но в то же время конкурентоспособных уровней страховых премий. Они составляют актуарные таблицы, без которых не видны перспективы застрахованного ущерба на все виды страхуемого риска.

Специалист по оценке убытков — расследует все претензии по выплате страховок и поддерживает контакты по этим вопросам с теми клиентами, которые обращаются за возмещением убытков в соответствии с обязательствами страховой компании по страховому полису.

Более подробно с профессиями будущего, а также с профессиями-пенсионерами познакомьтесь в Атласе будущих профессий. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top