Полезные материалы Технология карьерного проектирования

Стратегия выбора профессии

Выбор будущей профессии — задача со многими неизвестными. От её решения в жизни человека зависит очень многое. Выбор будущей профессии, бесспорно, требует определённой стратегии. Какие факторы нужно учесть при принятии решения, что предусмотреть? Начнём с анализа мотивов действий людей, т.е. того, чем люди руководствуются при выборе будущей профессии.

К сожалению, очень часто решение о выборе профессии принимается людьми без серьезного обдумывания, не имея достаточного количества нужной информации о востребованности её на рынке труда. Во многих случаях полагаются на интуицию или чьё-то мнение, увлекаются лишь внешней стороной профессии.

Прежде всего, большинство молодых людей хотят, чтобы профессия была престижной и хорошо оплачиваемой. Чтобы профессия пользовалась признанием в обществе. Чтобы, став представителем этой профессии, они автоматически стали уважаемыми, состоятельными людьми. Однако следует иметь в виду, что не место красит человека, а человек место, и оплачивается не профессия, а профессиональные знания и навыки человека, его способность и умение работать. Кроме того, общественное признание профессий существенно меняется со временем. Меняется и спрос на «престижные» профессии на рынке труда. Уже сейчас ощущается его перенасыщенность молодыми специалистами с профессиями, связанными с финансами и правом. В то же время повышается спрос на инженерные профессии связанные с техникой и микроэлектроникой, организацией и управлением производством, специальности в области компьютерных технологий. Кроме того, во все времена пользовались уважением специальности в сфере обслуживания и сервиса, а также, рабочие и строительные профессии. Можно сказать с большой долей уверенности, что хорошему мастеру строителю, например, каменщику, кровельщику или штукатуру, не будет грозить никакая безработица и через десять лет.

Малорациональными являются и мотивы выбора профессии, связанные с доступностью обучения, а также, желаниями родителей или советами близких людей.  Очень часто люди выбирают ту профессию, которую легче приобрести: поступают в то учебное заведение, которое поближе к дому, или в то, где конкурс поменьше, или в то, где работает знакомый, который может помочь при поступлении. Это может быть оправдано лишь в некоторых случаях Желание родителей, советы близких также не всегда могут быть хорошим подспорьем в выборе профессии. К сожалению, часто ваши родители знают мир профессий лишь немного лучше вас самих. Да и ваши профессиональные возможности не всегда учитывают. Ещё менее обоснованная причина выбора профессии связана с примерами других людей. Это бывает в тех случаях, если вы поступаете в учебное заведение за компанию с кем — нибудь. В этом случае Вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей или приятелей, а не с вашими собственными. Комментарии здесь излишни.

Безусловно, при выборе профессии нужно учитывать условия труда. Но важно знать, что у вас будет гораздо больше возможностей для выбора условий труда, если вы будете профессионалами высокого класса, т.е. иметь хорошее профессиональное образование, высокую квалификацию, быть универсалами в своём деле.

Для успешного выбора профессии необходимо обдумать и учесть три составляющие, которые можно назвать:

«ХОЧУ» — Интересы, склонности, мечты о профессии, мотивация, ценностная ориентация

«МОГУ» — Задатки дарования, общие способности, темперамент, характер, состояние здоровья

«НАДО» — Потребность рынка труда в специалистах, осознание общественной необходимости и значения профессии, выбор учебного заведения

Намерение получить ту или иную профессию продиктовано, в первую очередь, интересом к ней и потребностью этот интерес удовлетворить. Понятие «ХОЧУ» (интересы, склонности, планы, стремления личности) нередко выступает в качестве ведущего мотива выбора деятельности.

Выбор профессии должен осуществляться не только с учетом желаний, интересов и склонностей, но и психологических возможностей, состояния здоровья. Понятие «МОГУ» — это личные качества, обеспечивающие успешность профессионального обучения, его результативность. Чтобы объективно решить вопрос о своей профессиональной пригодности и ответить на вопрос: „Что я могу?“, необходимо реально оценить свое „Я“, свои способности и недостатки, ориентироваться в мире профессий.

Кроме того, при выборе профессии необходимо учитывать спрос на рынке труда. К понятию «НАДО» относятся: знание профессиональной сферы, определение необходимых путей и средств достижения цели, изучение потребности общества в той или иной профессии. С этой целью:

  1. Изучите глубже самого себя и разберитесь в своих интересах, склонностях, способностях, особенностях характера, темперамента и физических возможностях. Загляните в себя. Подумайте, какие у Вас сильные и слабые, главные и второстепенные качества. Чтобы сузить поле для поиска «своей» профессии, внимательно ознакомьтесь с классификацией профессий (по предметам, объектам труда) и в зависимости от своих склонностей и интересов остановитесь на одном из пяти предлагаемых типов („Человек – Человек“, „Человек – Техника“, „Человек – Природа“, „Человек – Знак“, „человек – Художественный образ“).
  2. Поинтересуйтесь в Центре занятости, какие профессии (специальности) требуются на рынке труда города, района, республики.
  3. Ознакомьтесь как можно с большим кругом нужных городу, району. Республике профессий из избранной тобой группы. Постарайтесь о каждой из них собрать побольше информации (книги, газеты, журналы, информация на стендах Центра занятости).

Затем остановитесь на одной предварительно выбранной профессии или группе родственных профессий для более глубокого изучения.

  1. Постарайтесь выяснить, каково содержание работы, ознакомиться с характером и условиями труда.
  2. По результатам можно составить представление о своих личных качествах и сопоставить свои возможности с характером и требованиями той профессии, которую Вы предварительно выбрали.
  3. Прежде чем сделать окончательный выбор, можно посоветоваться с людьми, хорошо знающими тебя (родственниками и друзьями).
  4. Чтобы дойти до взвешенного решения этой формулы необходимо сделать семь шагов. 

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:

  • позитивными (умножающими меру добра, а не меру зла);
  • конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
  • реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
  • ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – интересом, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При выборе профессию необходимо учесть следующие моменты:

  • главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
  • цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
  • пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
  • внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
  • внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
  • запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

  • на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
  • каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
  • какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
  • какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
  • хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» — это слагаемые успеха. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top