Холод не только убивает, но и сводит с ума

Холод не только убивает, но и сводит с ума

0 76

Еще до событий 2021-2022 годов в Великобритании от холода умирали 60 тысяч человек в год. В мире в целом эта цифра измеряется миллионами в год. Однако, как теперь выяснили английские исследователи, это была лишь видимая часть айсберга. Оказывается, низкая температура в домах, вызванная топливной бедностью, ведет еще и к серьезному росту частоты психических расстройств в этой стране. Насколько это относится к остальным странам мира, в том числе России? Приведет ли стагфляция 2022 года к резкому росту холодовых смертей и психических заболеваний? Naked Science попробует разобраться.

Большинство из нас думают, что от холода умирают, замерзая на улице в сугробе, а от жары — после тепловых ударов. Однако в реальности дело обстоит не совсем так. Основная причина холодовой смертности — рост частоты сердечно-сосудистых заболеваний. Поскольку на них приходится примерно треть всех смертей в мире, даже небольшое увеличение их частоты из-за температуры превращается в очень большое число смертей. Например, в Англии и Уэльсе в среднем от холодовой смертности погибают 60,5 тысячи в год, а от жары только 791 человек в год.

По неполным оценкам, в мире в целом холодовая смертность уносит ~4,6 миллиона жизней ежегодно. То есть каждая 12-я смерть землянина — на счету холодов. И основная часть этих смертей приходится именно на проблемы с сердцем и сосудами.

Хуже начальника

Как именно холод поднимает частоту инфарктов и инсультов? Все довольно просто: наш организм воспринимает холод как сильный стресс. При стрессе у нас поднимается вязкость крови, и чем он сильнее, тем выше будет и вязкость.

В прошлом это была бесценная эволюционная адаптация: стресс появлялся в ожидании боя. Благодаря этой адаптации наш предок терял меньше крови, получив рану во время убийства 400-килограммового пещерного льва. Ведь при повышении вязкости кровь медленнее вытекает из раны и быстрее свертывается, благо при росте вязкости растет и концентрация тромбоцитов, от которых зависит свертывание крови.

Но в наши дни это замечательное эволюционное приспособление приносит больше проблем, чем пользы. Серьезное кровотечение в бою наш среднестатистический современник получает не более нескольких раз в жизни (и это если он мужчина). А начальник может выговаривать ему за сгоревшие сроки раз в неделю. И что делать? Убить начальника? Теоретически эффективный способ: после боя, если он доведен до логического конца, мы перестаем ощущать стресс, вязкость крови снова падает, как и концентрация тромбоцитов в ней. Но современный человек не может убивать начальника раз в неделю. Это асоциально, да и невежливо в конце концов.

Холод атакует человека не только на улице, где он вынужден вдыхать холодный воздух, но и в домах / ©thestar.com

И поскольку бои не завершаются, частые повторяющиеся стрессы заставляют нас подолгу ходить с повышенной вязкостью крови. Собственно, именно в этом основная причина того, что в очень многих обществах сердечно-сосудистые заболевания стали главной причиной смертности. 

Холод отличается от начальника тем, что от него вообще нельзя избавиться. Но общая реакция на него примерно такая же: кровь становится более вязкой, концентрация тромбоцитов растет. Более вязкую кровь сердцу, естественно, сложнее перекачивать. А большее число тромбоцитов, как можно догадаться из их названия, повышает вероятность образования тромбов. Первое повышает частоту инфарктов, второе — инсультов.

Сколько людей точно гибнут таким образом, установить сложно. Для мира в целом есть оценка 5 миллионов человек в год, но она, с большой вероятностью, далеко неполная. 

В большинстве стран холодовую смертность ученые вычисляют, сравнивая смертность зимой и летом. Например, 2016 год в России в зимние месяцы дал среднесуточную смертность на 8,41 процента выше, чем летнюю. Напрашивается вывод: зимняя смертность в нашей стране невелика, ведь плюс 8,41 процента зимой — всего лишь 39 тысяч человек в год, примерно в два-три раза больше, чем гибнет в ДТП. Или вдвое больше, чем убыль населения в том же 2016 году. Однако такой оптимистичный расчет будет, мягко говоря, не совсем верным.

Все потому, что холодовая смертность наступает сразу, как только температура отклоняется от психологически комфортной для человека. Ее еще называют «точкой минимальной температурной смертности». В Нидерландах эта точка ниже всего из измеренных — плюс 6,5 °C, а в южной Испании — 35,0 °C. Какая она в России, науке не известно, ибо отечественных ученых такой вопрос, кажется, не очень волнует. 

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Оставить комментарий